ФемФест. Фото: facebook.com/MoscowFemfest/photos/a.2474043522868438/2474044562868334/?type=3&theater
  • 27-11-2019 (11:23)

Эмпатия и осознанность спасут мир

Репортаж с московского ФемФеста

update: 10-12-2020 (00:25)

В Москве на минувших выходных в здании Телеграфа прошел ФемФестиваль. Это уже третий московский феминистский фестиваль.

Заявленная цель мероприятия — объединить самых разных людей, признающих ценности здравомыслия, свободы выбора, уникальности и достоинства каждого человека, независимо от пола и сексуальной ориентации.

По информации организаторов, фестиваль посетило больше тысячи человек.

Участники могли послушать дискуссии, поучаствовать в воркшопах, семинарах, посмотреть перформансы и даже сдать тест на ВИЧ.

НОВОСТИ

Первая же дискуссия была очень жаркой. На ней блогиня Татьяна Никонова и писатель Алексей Никонов поспорили о феминизме. Татьяна Никонова — феминистка, журналистка, занимается секс-просвещением. Александр Никонов — писатель и журналист, автор сексистской книги "Конец феминизма. Чем женщина отличается от человека".

В ходе дискуссии Татьяна привела статистику, отображающую, что зарплата у женщин меньше, чем у мужчин. Писатель говорил, что это неправда. А если и платят меньше, то потому, что "работают хуже".

Настаивал, что есть вещи, с которыми женщина не может справиться. А дети, выросшие в неполных семьях с матерями-одиночками, больше склонны к преступлениям.

Поведение писателя во время всей дискуссии было грубым и некорректным. Он называл присутствующих "бабами", на требования извиниться лишь добавлял: "Бабы — они и есть бабы".

В какой-то момент Никонов попросил поднять руки тех, кто не бреет подмышки и ноги. Таких людей набралось довольно много. На это он воскликнул: "Ну вы же девушки, должны за собой ухаживать!" На вопрос, бреет ли он сам подмышки и ноги, ответил, что нет, сославшись на то, что он "грязная свинья". Аргумента, почему это должны делать девушки, не последовало.

Еще писатель вспомнил армию, с радостью констатировав, что женщинам повезло, так как их в армию не забирают. Из зала тут же послышались реплики: "А если я хочу, но у меня нет выбора" и "Армию придумали мужчины, вот и пусть разбираются". Сам же Никонов в армию не ходил.

В итоге он ушел осмеянным и освистанным.

На фестивале был представлен проект "Видимо-Невидимо". Его создали режиссерка Ксения Храбрых и координаторка компании "Мастерская интерактивного искусства" Виктория Стецко. Это проект о социальном эксперименте в виртуальной реальности. Добровольцы, надев VR-очки, прожили несколько ситуаций гендерного насилия — так, будто оно было направлено именно на них.

Участникам фестиваля показали тридцатиминутный ролик, где добровольцы рассказывали о своих впечатлениях после участия в эксперименте. Поучаствовать в нем мог любой желающий после дискусси.

В первой сцене к девушке, которая ждет автобус, начинает приставать пьяный мужчина. Он несколько раз пытается ее поцеловать. Во второй сцене некая работодательница отчитывала мужчину, который был одет не для "офисной работы". "Вырядился как травести", — ругает она мужчину. Следующая история происходит в баре. Один из парней рассказал, что его присутствующая там же подруга — лесбиянка. После этого несколько человек пытались изнасиловать ее, говоря, что таким способом они ее "исправят". Последняя история касалась гея, которого избивали в поле.

Добровольцы были выбраны из разных социальных и возрастных групп. Режиссерка Ксения Храбрых во время дискуссии обратила внимание на одного из участников. Он представился как некий гражданский активист. По его словам, ролики не были репрезентативными, так как на всех в роли агрессора представлен белый цисгендерный мужчина. На вопрос, есть ли в первом ролике насилие, он ответил, что это смотря как посмотреть. Добавил, что всегда нужны доказательства. "А если она вот в фейсбуке написала, что мужчина ее побил или изнасиловал, — это ничего не значит", — гордо заявлял активист. На ролик про изнасилование он вообще почти никак не отреагировал. Сказал, мол, "ну он там аутинг сделал, это, что ли, насилие?"

В целом почти все добровольцы сказали, что всегда нужно реагировать на насилие. Нужно сделать все, чтобы ему помешать. К этому проекту очень подходит один из лозунгов фестиваля — "Эмпатия и осознанность спасут мир".

На другой дискуссии старший руководитель количественных исследований в Validata Даша Тучкова представила интересную статистику о работе по дому.

Статистика показывает, что домашняя работа занимает в среднем 23 года. И эту работу патриархальное общество считает обязательной для женщины. Лекторка отметила, что никто, конечно, не требует за нее денег. Важно лишь, чтобы эту работу ценили. И чтобы она не мыслилась как обязательная для женщин.

Исламовед и теолог Наталья Тамбиева развеяла мифы о феминизме в исламе. Больше всего времени на фестивале заняла важная на сегодняшний день дискуссия о домашнем насилии. Спикеры — правозащитница Каринна Москаленко, директор центра "Насилию.нет" Анна Ривина, правозащитницы Мари Давтян и Алёна Попова, блогер Александра Митрошина — около двух часов обсуждали, почему в России нужно принять закон о домашнем насилии.

В это же время в Петербурге проходил митинг против закона. Он сопровождался лозунгами "Не трогай семьи", "Я за семью". Как заявила Попова, такие митинги возможны, когда кто-то вроде патриарха Кирилла заявляет, что гендер убивает семейные ценности.

P. S. В комментариях к подобным материалам можно прочесть, как мужчины обеспокоены тем, что им теперь делать — открывать дверь перед дамами или нет, помочь с сумкой или нет? Вот это поистине важные проблемы. Не то что дискриминация в виде маленьких зарплат, запрет на некоторые виды профессий, нежелание работодателя брать на работу женщину, потому что "она же может скоро в декрет уйти", и побои от мужа.

Еще раз. Феминизм — это про выбор. Женщина должна иметь право быть кем хочет и заниматься чем хочет. И уж точно сама решать, брить ей подмышки или не брить.

Анна К

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
  • 06-12-2022 (11:33)

Вторжение России в Украину: главное за 6 декабря