Вообще, по словам Черкасова, большинство жителей покинули анклавы заранее, еще до начала боевых действий. Как рассказывают оставшиеся — в основном пожилые люди, — о необходимости покинуть села мирных жителей заранее предупредила прогрузинская администрация сел. Александр Черкасов заметил, что своевременная эвакуация говорит о том, что Грузия готовилась к своей военной операции, атака не была спонтанной.
Руководитель российского отделения Human Rights Watch Татьяна Локшина обратила внимание на то, что анклавные села горят до сих пор. Она призвала российских военных и осетинские власти обеспечить безопасность жителей. Локшина сказала, что 12 августа, сразу после разорения грузинских сел ополченцами, правозащитники "подняли шум", в результате чего на выезде из анклавов были установлены российские блокпосты и уровень пожаров в селах значительно снизился. По словам Локшиной, блокпосты простояли всего неделю, а потом были сняты, что вновь поставило села под угрозу. Локшина заметила, что если власти предпримут какие-то действия, направленные на защиту по охране анклавов, у людей появится надежда на возвращение. Правозащитники подчеркнули, что количество погибших пока назвать не могут, им ясно только то, что количество жертв исчисляется десятками, включая женщин, детей и стариков.
Александр Черкасов при этом подчеркнул, что эти потери очень велики для маленького народа Южной Осетии. Он также сообщил, что во время своей миссии в Южной Осетии вместе с коллегами посетил многие местные села, в частности, в селе, в котором якобы грузины подожгли церковь с местными жителями, никто из жителей об этом не слышал. Также, по его словам, в некоторых селах, где шли боевые действия, не оказалось ни одного погибшего. "Человеческая гибель цифрами не измеряется, — сказала Локшина, — с другой стороны, во избежание мифологизации необходимор четко задокументировать каждую гибель. Без этого нормальный анализ невозможен".
Татьяна Локшина в свою очередь добавила, что многие жители Цхинвали спаслись благодаря тому, что спрятались в подвалах, и, как правило, гибли в тот момент, когда выходили на поверхность — спасать горящий дом либо за водой, а также в ночь с 8 на 9 августа при попытках выехать из города по Царской дороге.
Правозащитники сказали, что многие югоосетины числятся пропавшими без вести, а многие из них находятся в Грузии, так как грузинские военные доставляли раненых обеих национальностей в больницы Гори.
Напомним, что военный конфликт между Грузией и самопровозглашенной республикой Южная Осетия продолжался с 8 по 12 августа. Российские вооруженные силы принимали в нем участие на стороне Южной Осетии.
Президент России Дмитрий Медведев 26 августа подписал указ о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. До сих пор это решение официально поддержала только одна страна — Никарагуа.