Ключевое событие минувшей недели, оттеснившее на периферию обсуждения в блогах все прочие проблемы – разумеется, кровавый пожар в пермском ночном клубе "Хромая лошадь". Катастрофа, унесшая жизни 135 человек, стала самым страшным разгулом огненной стихии за всю историю новой России. И ее причинами уже называют пороки, присущие сложившемуся обществу – коррупцию и безответственность чиновничества и бизнесменов, технологическую отсталость инфраструктуры, "искалеченный" десятилетиями тоталитаризма, непродуманных реформ и контрреформ менталитет граждан с их наплевательским отношением к собственной безопасности, работу спасательных служб, организованную не самым лучшим образом.
Очевидцы ЧП в ночном клубе-кафе в Перми, где погибли почти сто человек, находятся в шоковом состоянии и вспоминают, как после возгорания фейерверка начался сильнейший пожар, пошел едкий дым, люди задыхались от угарного газа и пытались вырваться через служебный выход, место расположения которого было известно не всем. А потом, когда в обгоревшем помещении уже работали следователи, там среди обугленных тел печально зазвонили десятки брошеных мобильных телефонов.
Страшная картина: родные и близкие, звонящие десяткам молодых людей, чья жизнь пресеклась в считанные минуты.
Многие блогеры неспроста отметили в случившемся элемент черной мистики: от "богохульства" – гуляний в религиозный праздник – и площади помещения в 666 квадратных метров после незаконной перепланировки до…
Дизайнер Артемий Лебедев буквально накануне трагедии написал в своем Интернет-дневнике – самом популярном в Рунете: "Что должно произойти, чтобы вы захотели скататься в Пермь на недельку? Или приехали в Пермь на концерт или спектакль? Или приехать в Пермь на выходные? Или провести отпуск в Пермском крае? Что должно произойти?"
Самый первый из 1055 комментариев на 26 страницах – "Армагеддон"…
Хотя Лебедев, разумеется, имел в виду лишь активно продвигаемую идею о превращении Перми во вторую "культурную столицу" России – со своими выставками андеграунда и дизайна мирового уровня, гастролями известных артистов и т.д.
Известный провидческим даром Артем Драгунов считает, что "некоторое время назад началась информационная накачка вокруг этого города. Непростого города с точки зрения теории информационного поля. И вот начал надуваться информационный пузырь. Пресса, блогосфера, СМИ, ТВ и радио ежедневно поминали город в связи с успехами или попытками, экспериментами и новациями. Пузырь рос, обрастал потенциалом, который на самом деле ни на чем не основывался. Город мало в чем изменился и люди в нем остались прежние, а аура изменилась в корне. Апофеозом стала большая красная "П" Темы (Лебедева. - Ред.)... Можно было себя поймать на мысли, что пузырь – дутый и лопнет при первой же возможности".
Можно вспоминать и пророчества экстрасенсов десятилетней давности, что некая масштабная катастрофа неизбежно произойдет в российском городе с названием на букву "П"… Но даже если отбросить мистику в сторону – трудно не согласиться с рассуждениями о "ни о чем не основанном пузыре" – который по сути символизировал "вставание с колен" не только Перми, но и всей России в последние годы. Вставание, закончившееся закономерными трагедиями на Саяно-Шушенской ГЭС и в Перми, запоздалыми рассуждениями о необходимости "модернизации" и полным непониманием "что делать".
"Сделать в Перми московский чилаут не вышло, – замечает главный редактор сайта Либерти.Ru Вячеслав Данилов, – требование московских стандартов развлечения на периферийной инфраструктуре, рассчитанной на отдых братков, кто пережил тридцать –обернулось кошмаром. Нельзя строить Музей современного искусства там, где не умеют пить культурно. В общем, про..али мечту о культурой столице России – Пермь. Невероятно негативный опыт. Как жить дальше – вообще непонятно".
Но нельзя согласиться с Даниловым, что в Перми сгорел прообраз некоей Другой России.
Увы – стихия хлестнула своим страшным бичом как раз Россию сегодняшнюю – неоправданно дорогую, но при этом отделанную низкокачественными горючими стройматериалами, напичканную все теми же комплексами сверхдержавных хамоватых "понтов" и сменившими "братков" силовиками. Где "барашек в бумажке" заменяет и ум, и честь, и совесть и даже запасной выход – уже не только для "народа", которого властителям и "погонам" традиционно не жалко, но даже для самих себя, что является признаком безумия.
Блогер blaginin напоминает, что "Хромая лошадь" считался по пермским стандартам фешенебельным клубом, где собирался местный бомонд, приводя цены меню:
Коньяк 50 г – 1000 рублей
Водка 100 г – 400 рублей
Красное сухое один бокал – 300 рублей
Коктейль 200 г – 260 рублей
Вино белое один бокал – 220 рублей
Сок морковный 0,25 – 220 рублей
Кто же может позволить себе в небогатом регионе посещать такие дорогие заведения?
А о ком вы подумали?
В результате пожара погиб старший специалист отдела по работе с личным составом Мотовилихинского УВД Максим Заморин. Тяжело пострадал сотрудник центра по противодействию экстремизму М.М.Ельмурзиев. Но самый большой удар пришелся по руководству оперативно-розыскной части (ОРЧ) БЭП №2 краевого ГУВД. Погиб начальник Кудымкарского отделения этого антикоррупционного подразделения Арнольд Зубов, а его жена, судья Кудымкарского городского суда Марина Зубова получила ожоги. Замначальника одного из пермских отделов ОРЧ Андрей Миньков доставлен на лечение в Москву. Начальник ОРЧ БЭП № 2 подполковник Владимир Жильцов, также получивший ожоги, находится в одной из пермских клиник... Мне просто интересно, а взяточников из пожарной инспекции там не было?"
Это осталось неизвестным, зато писали, что пострадали и даже погибли дети пермских депутатов… Но и такой – "привилегированной" – касте помощь не всегда оказывалась своевременно.
"В жизни всегда есть место милицейскому подвигу", – иронизирует блогер begemot-gob и приводит фрагмент рассказа очевидца пожара в Перми:
"Затем, вслед за пожарными подъехали милиционеры. Мы, сами пострадавшие, пытались как-то помогать тем, кто пострадал сильней, а милиционеры просто стояли и смотрели. Еще и спрашивали – что случилось? Хотя бы сняли свои бушлаты и шапки и отдали обожженным людям, замерзающим на морозе. Нет. Начать развозить в своих автомобилях пострадавших в больницы им тоже в головы не пришло. Стояли и смотрели, как люди замерзают, лежа на снегу. Милиционеров было довольно много. Кстати, мои друзья отдали замерзающим даже футболки. Люди лежали на земле не меньше часа. Может быть, многие и умерли из-за этого. От переохлаждения. На улице было минус 16. Это были самые сильные впечатления – люди, в течение часа без всякой помощи лежащие на снегу".
"Ну... эээ… дорогие мои, спрошу я Вас. А чего Вы хотели, голосуя за Ельцина, и т.д. и т.п...? – пишет блогер golosptic http://golosptic.livejournal.com/578383.html – Пора бы уже и понять, что соблюдение нормативов безопасности, в том числе и пожарных, несовместимо с рыночной экономикой в том виде, в каком она у нас сейчас. Новые кафе, а также офисные помещения, магазины и прочее тому подобное не возьмутся из воздуха. Их в достаточном количестве не было в СССР, потому что делать все по научно обоснованным правилам и нормам стоит ОЧЕНЬ ДОРОГО. Вы поняли? Строили столько, на сколько получалось. С поправкой на то, что эта сфера считалась не самой важной. Наверное, еще лет через 70-90 достроили бы до количества, актуального на конец 2009-го капиталистического года – ибо у "зловещего Совка" были несколько иные приоритеты, типа жилья, социалки и обороны, а места куда можно сходить вкусно покушать важными не считались (наверное, зря).
В современных условиях соблюдать нормативы нерентабельно, капитальных средств на это в достаточных количествах нет и не будет. Демонстративная посадка владельцев сгоревшего кафе, возможно, и будет справедливой, но ситуацию не изменит. В стране десятки, если не сотни тысяч помещений не соответствуют нормам пожарной безопасности. И не будут, пока не переменится строй".
"Бог устал показывать Перми, что она насквозь сгнила", – цитирует самого известного прозаика города, Алексея Иванова, блогер grishka-eto-vse. "Клуб сгорел – задумались, а когда за два дня до этого три пьяных ДПСника выволокли ночью человека из машины, опрокинули и развлекались тем, что мочились ему на голову, – все было как бы в порядке вещей. Город не просто так притягивает этот ужас – у меня давно чувство, что мы прокляты. За то, что предали себя".
Пермская трагедия вызвала гневные слова Медведева и Путина о необходимости покарать провинившихся бизнесменов и чиновников. Послужила причиной ухода в отставку правительства региона. Губернатор края – Олег Чиркунов – поставил вопрос о доверии к нему со стороны федеральных властей.
"Наши политики крайне редко так поступают, обычно держась за кресло до конца. Наверняка Чиркунов надеется, что никто его в итоге не снимет, но все равно – достойно, по-мужски себя ведет. Я-то думал, что он отделается ритуальным закланием только своего правительства", – считает ведущий радиостанции "Эхо Москвы" Владимир Варфоломеев.
"Я, если честно, не считаю правильным тот факт, что правительство Перми ушло в отставку, а Чиркунов эту отставку принял. Да, трагедия ужасная по своему масштабу. Но давайте задумаемся на минуту. В России в год погибает на пожарах 12 тысяч человек. Кстати, всего в мире от пожаров погибает 70 тысяч человек. То есть, мы даем пятую часть всех погибших. Причины тут понятны и заключаются не только и не столько в пороках, сколько в климате и сопутствующих обстоятельствах. Это повод для того, чтобы отправлять в отставку правительство Российской Федерации?" – пишет главный редактор интернет-портала Кремль.Org Павел Данилин
Тем временем, как замечает главный редактор БФМ.Ru Антон Носик, "в Москве началась кампания по зачистке ночных клубов. Те же инстанции, которые 10 лет вымогали у клубов взятки, сегодня, в духе времени, объявляют своих терпил пожароопасными и передают дела на них в суд в строгом соответствии с традициями унылой советской кампанейщины. Мне кажется, в интересах пожарной безопасности — поставить, наконец, лошадь впереди телеги. Когда человек решает открыть клуб, то он делает это не потому, что является экспертом в области пожарной безопасности или мечтает им стать. У государства есть специально обученный корпус специалистов в этом вопросе, функция которых — не карать, не закрывать, и не взятки вымогать, а объяснить владельцам открывающихся клубов, как нужно оборудовать помещения, чтобы они соответствовали требованиям. Дать срок, в который эти рекомендации подлежат выполнению. При невыполнении — штрафовать, закрывать и т.д.
Существующая ситуация — обратная. Проверяющим инстанциям не нужны заведения, где все требования соблюдены. Им нужна слабая тара, чтобы от раза к разу доить подопечных терпил. Пока эта ситуация не изменится, покуда торговцы разрешениями не сменятся настоящими пожарными инспекторами, "Хромая лошадь" — норма нашей жизни".