О какой стране пойдет речь? Разумеется, о России, в которой правят бал и уничтожают культуру. Вы скажете, что такая постановка вопроса провокационна и чрезмерно завышена, возможно, но лучше заранее предвидеть последствия, чем потом констатировать гибель культуры. Одного из тех "китов", на котором покоится понятие государства.

Чрезмерность относительная, если смотреть главные телевизионные каналы страны и слушать главные ее государственные радиостанции, знакомиться с ее ведущими печатными изданиями, анализировать и смотреть, куда ведут ее направления. Показательно было пройтись по рядам Международной книжной ярмарки, происходившей как всегда на ВДНХ в Москве, заглянуть в глаза посетителей и читателей. Послушать разговоры, проанализировать показатели выборов и социальных опросов – все это неутешительно. Все свидетельствует об агрессивности, фальсификации очевидных процессов как исторических, так и современных и полной потере культурных ориентиров, свойственных уникальному порождению России, – российской интеллигенции. Которая и была тем плодотворным слоем, в котором рождалась и создавалась великая российская культура, принятая и известная во всем мире.

Начнем с того, что культура должна быть открыта миру, а мир должен быть открыт культуре. Недаром в Императорской России посылали студентов в пансион в Италию, Германию, Францию и другие края для учения и обогащения культурного слоя. Теперь, российское все "ВВП" заявляет – " Чем меньше чиновники, депутаты, (а следовательно и граждане, ведь именно среди самых простых граждан власть вербует своих будущих слуг) будут ездить за рубеж, тем будет лучше…" – правда, делает "ВВП" это заявление, находясь именно за рубежом! Хочется вспомнить старый совет известного русского баснописца – "Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?", но это о другом. Все, что о политике – заведомо не о культуре. Почему? Потому что культура – это естественная потребность, которая либо есть – либо ее нет. И если российское "все" посмотрело по официальной статистике за многие лета всего шесть фильмов, примерно столько же раз было в театре, пару раз в консерватории, и считанное количество раз в музеях, то о каком примере народу и о какой культуре можно говорить. Нет у нашей сегодняшней номенклатуры культурной потребности. Не воспитана она предыдущими поколениями. Она у них существует на уровне "Русского радио" и "Шансона" – на уровне "подворотни". Именно поэтому так буквально на глазах обесценивается, мельчает культурный слой. Я говорю не о вкусе, а о культуре. Вкус это личное, культура – это общественное и даже государственное. Доказательства? Пожалуйста.

Писать романы талантливым Шаргунову или Проханову некогда – нужно почти ежедневно, ежечасно нести человеконенавистническую идею с экранов ТВ и на радиостанциях, питая своим талантом великодержавную идею. Некогда думать о кино талантливому Шахназарову. Частота его появлений на телеэкранах в полит-пропагандистских ток-шоу давно затмила коллег по цеху: Михалкова, Бортко, Говорухина, Хотиненко. Может быть именно потому, что они "творят" историю и политику государства, их фильмы проваливаются и на международной фестивальной арене и даже в российском прокате. Конечно, они собирают определенные средства, ведь, по политической воле выходят максимальными тиражами и только в прайм-тайм. Но подняться до тех высот, до которых поднимались в "Обломове…", "Мусульманине", "Собачьем сердце", "Месте встречи..", "Мы из джаза" давно нет ни сил, ни возможности. Все уходит в эмоциональный верноподданнический порыв и призыв. Как следствие – все меньше успехов, хорошего кино и все чаще искусство подменяется пропагандой.

Спрос рождает предложение – закон рынка. Но культура и искусство должны подчиняться другим законам – вечным и мировым, ведь настоящая культура и искусство становятся таковыми только тогда, когда поднимаются до общечеловеческих проблем и ценностей, разумеется, не забывая о своих. Но в современной России – все по ранжиру и все в соответствии с "мудрой" линией власти. И вот в программке балетной премьеры Большого театра России среди различных исполнителей оказывается один народный России и целых шесть народных и заслуженных Северо-Осетинской Республики. Можно только радоваться такому великому расцвету культуры в отдельно взятом регионе, но соответствует ли он историческим реалиям, или просто соответствует месту, которое занял В.Гергиев в стране, особенно после событий 08.08.08? Возможно, именно поэтому главные дирижеры двух главных государственных театров – Большого и Мариинского – из Осетии? Еще раз подчеркну, ни на йоту не оспариваю таланта и ничего не имею против осетинского, или любого другого народа, но выглядит это в многонациональной стране с некогда великими культурными корнями как минимум странно. Примеры такой избранности не всегда вкусовой, чаще политической можно привести абсолютно в любом виде искусства, так, что позволю себе остановиться и перейти к обобщению и выводам.

Не могут не отразиться на творчестве многочисленные подметные письма, подписываемые по просьбе заботливых чиновников администрации и Минкультуры, облеченными властными полномочиями деятелями культуры. Власть намеренно сеет вражду в не столь многочисленных рядах. Так ей, власти, и полезней, и приятней. Ведь если дважды обласканный, с позволения сказать, докторством министр, уполномоченный отвечать за культуру, ставит рядом в одном ряду с собой фамилии Башмета, Спивакова, Мацуева, Табакова, Бутмана, Хазанова и многих других, вынужденных таким образом заботиться о театрах, оркестрах, коллективах, то происходит унижение культуры. Ее загоняют под плинтус. Разделяя деятелей культуры на своих и чужих, позволяя клеймить, поносить с экрана и в прессе Арбенину и Макаревича, Сурганову и Быкова, Акунина и Улицкую, и многих других. (Список и подписантов угодных "ВВП" писем и "врагов России" легко найти в Интернете или увидеть на НТВ). Запрещая концерты и творческие встречи одним, и благосклонно награждая орденами и премиями не за заслуги, а за преданность других власть разрушает культуру. Молодые, чувствуя тренд, отказываются от сложных и запретных тем, стараются встать на проторенную дорогу покорности, быстро приводящую к успеху и гламурному достатку. В России возрождается не крепостной театр, а крепостное искусство и крепостной народ, что совсем не сложно при крепостной ментальности, но и это еще не предел.

Находясь по политической риторике и действиям где-то на уровне 1938 года и стоя на распутье между движением к 1939-му и/или к 1937-му, мы все ближе к известной ленинской формулировке: "интеллигенция это не соль нации, а ее говно". Именно поэтому столь злободневно и пророчески звучат слова одной из последних, или точнее крайних песен Андрея Макаревича:

Рождаясь, не выбирают страну,
И нам вовек не оборвать эту нить.
Моя страна ушла на войну,
И я не смог ее остановить.
Кому власть да сласть,
Кому сума да тюрьма,
А я не в силах эту боль превозмочь.
Моя страна сошла с ума,
И я ничем не могу помочь.
И что тут делать, и как тут быть,
Если все отныне верх дном.
Не надо нимбы и крылья растить
Надо просто не быть говном.
И я уверен только в одном
Пришла пора выбирать.
Но если решил, не быть говном
И жить легко и умирать.
И жить легко и умирать.
И жить, и не умирать.

Стране нужно задуматься – если она станет страной без культуры и без свободы, то она перестанет быть страной, а учитывая ее размер и мощь, она может утащить в след за собой в бездну весь мир, так что это не наша опасность, а опасность для всех, и это нужно понять и делать выводы. Уничтожение культуры нужно остановить.

 

 

 

Григорий Амнуэль

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter