Диалог Владимира Путина с Владимиром Зеленским состоялся. Заочный, но вполне полноценный. Путин, находясь в Китае, заявил, что станет раздавать российские паспорта не только жителям "ДНР" и "ЛНР", но и всем гражданам Украины.

"Мы ведь не только людям, которые проживают в "ЛНР" и "ДНР", предоставляем такой способ получения нашего гражданства. Мы вообще думаем о том, чтобы предоставлять в упрощенном порядке гражданам Украины наше гражданство", — сообщил Путин.

Зеленский ответил развернутым постом в Фейсбуке. Фактически это — манифест, в котором изложена новая идеология Украины не только по отношению к путинской России. В этом тексте, по сути, предложена новая идентичность Украины.

"Во-первых, я бы не советовал российским властям зря тратить время, пытаясь соблазнить граждан Украины паспортами РФ, — объясняет Зеленский, — возможно, кто-то сделает это ради заработка или в попытке скрыться от уголовных преследований. Мы даже можем предоставить Владимиру Путину перечень граждан Украины, которым в ближайшее время станет очень некомфортно в стране, которую они цинично грабили, злоупотребляя высокими должностями. Пусть Россия снова решает, где больше всего ей нужны такие "профессионалы" — в Ростове или Магадане".

Далее Зеленский объясняет Путину, что такое российский паспорт: "Это право быть арестованным за мирный протест. Это право не иметь свободных и конкурентных выборов. Это право вообще забыть о наличии естественных прав и свобод человека. Поэтому не стоит рассчитывать, что многие украинцы захотят стать "новой нефтью", в которую власти России пытаются превратить собственный народ".

"Гражданство Украины — это свобода, достоинство и честь", — эта патриотическая "триада Зеленского" выглядит как антитеза не только закрепляющему имперство и несвободу в России слогану — "православие, самодержавие, народность", но и патриотической "триаде Порошенко" — "армiя, мова, вiра".

Данный фейсбучный текст можно рассматривать как начало той информационной войны, которую Зеленский пообещал Путину и на которую он рассчитывает в решении проблемы Донбасса.

Новый президент Украины атакует Путина на его поле: на поле борьбы за лидерство на постсоветском пространстве.

"Украина не откажется от своей миссии служить примером демократии для постсоветских стран, — заявляет Зеленский, — частью этой миссии станет предоставление защиты, убежища и украинского гражданства всем, кто готов бороться за свободу… Мы будем предоставлять украинское гражданство представителям всех народов, которые страдают от авторитарных и коррумпированных режимов. В первую очередь — россиянам, которые сегодня страдают едва ли не больше всех". Конец цитаты.

И в конце персонально Путину, в ответ на его "мы попадем в рай, а вы сдохнете": "никто не попадет сразу в Рай. Сначала будет Суд".

Словами нельзя накормить, выиграть войну и вернуть оккупированные территории. Но слова мобилизуют сторонников, деморализуют врагов, а оппонентов превращают в союзников. Первый раунд вербального поединка с Путиным Зеленский выиграл вчистую. Раздача российских паспортов жителям "ДНР" и "ЛНР" была "дружеской" подножкой новому президенту Украины. "Китайское" заявление Путина, что его аппетиты не ограничиваются Донбассом и что ему нужна вся Украина, стало прямым вызовом Зеленскому. При этом Путин пренебрежительно отмахнулся от тех, кто в самой России не выражает восторга от такого прироста популяции. Опасения насчет существенной нагрузки на бюджет Путин назвал "страшилками". На резонный вопрос, зачем было устраивать пенсионное ограбление россиян и тут же одаривать российскими пенсиями миллион граждан другой страны, Путин, как обычно сослался на Великую Отечественную войну.

"Я думаю, и наши пенсионеры, многие из которых еще помнят годы Великой Отечественной войны, понимают, в каких условиях живут сегодня люди, не будут думать, что в данном случае мы имеем дело с какой-то социальной несправедливостью", — заявил Путин.

Наблюдение за поведением российской власти позволяет сформулировать непреложный закон путинизма: если в России начальство вспоминает Великую Отечественную, значит, готовит какую-то пакость, или уже ее совершило — украло что-то или убило кого…

В словах и поступках Путина невозможно найти какую-то логику и какой-либо смысл, кроме желания навредить Украине как государству и персонально Зеленскому как главе этого государства. "Людей надо поддержать", — объясняет Путин свое намерение раздавать российские паспорта не только жителям "ЛДНР", но и всем гражданам Украины. Почему только Украины? Чем хуже граждане Беларуси? А бывшие наши соотечественники в Туркмении, Таджикистане, Узбекистане — не люди, что ли? А есть еще 25 миллионов жителей КНДР — "родственных душ", по выражению депутата Госдумы Казбека Тайсаева (КПРФ)… Выбор Украины как объекта для ожесточения "братских чувств" и остервенелого "милосердия", равно как и момент этого ожесточения и остервенения связан с той смертельной угрозой для путинского режима, которую представляет независимая демократичная Украина.

С избранием Зеленского эта угроза может возрасти. Оговорка "может" связана с тем, что никто не знает, насколько Зеленскому удастся справиться с сопротивлением внутренней оппозиции, в которую входят, помимо влиятельных политических игроков, практически все лидеры общественного мнения Украины, практически вся культурная и медийная элита. Но если противостояние России будет выстроено с позиций той украинской идентичности — "свобода, достоинство, честь", — которая была сформулирована в его фейсбучном манифесте, то это более сильный вызов путинской России, чем то, что было до него. На триаду "армiя, мова, вiра" у Путина есть симметричный ответ, поскольку все три компонента в России есть, а что касается первого, то российская армия еще и сильнее. А вот на триаду "свобода, достоинство, честь" Путину ответить нечем, кроме оголтелого вранья соловьевых-киселевых, которым уже в самой России не столь многие верят. За неимением содержательного ответа, Кремль будет неизбежно наращивать антиукраинскую истерику, вполне возможно решит проверить нового украинского главнокомандующего "на прочность" путем военной провокации.

В персоналистских, а тем более в самодержавных режимах политика часто становится заложницей эмоций самодержца.

Российский телевизор потешался над украинцами, мол, выбрали себе президента — клоуна. Первый обмен вербальными политическими "ударами" Зеленского с Путиным показали, что клоуном из них двоих выглядит точно не Зеленский.

Игорь Александрович Яковенко

newtimes.ru

! Орфография и стилистика автора сохранены