Сегодня, пишут, 50 лет туристическому маршруту "Золотое кольцо".
Открытие его знаменовало собой конец утопии, устремленной в будущее. Еще неполный, но уже вполне ощутимый. Оказалось, что советская власть не может ничего показать иностранным гостям, кроме, извиняюсь, чуждых ей храмов и монастырей, слегка разбавленных оперативно возрожденными "народными ремеслами".
Конечно, напоказ здесь шла не сама коренная, автохтонная жизнь (которой почти и не осталось на тот момент), а ее макет, декорации, "симулякр" (синхронно придуманное французское словцо!) - причем, заметим, вычищенные от шпенглеровской "псевдоморфозы" - петербургской, европейской России. Россия ЗК представала чуть ли не азиопским балаганом, где лишь воспоминанием веял некий дух, причем выражающий лишь древнюю, неразвитую часть национальной души.
(Процитирую высокомерного Шпенглера, отказывавшего России в подлинности: "Русскому народу была навязана искусственная и неподлинная история, постижение духа которой прарусскоcтью - вещь абсолютно невозможная. Были заведены поздние искусства и науки, просвещение, социальная этика, материализм мировой столицы, хотя в это предвремя религия - единственный язык, на котором человек способен был понять себя и мир".)
Да и вообще у идеи задним числом можно найти немало дефектов. Но процесс, как по другому поводу сказал один генсек, пошел. Начало конца обозначилось.
А впрочем, и перспектива обозначилась. Перспектива принять прошлое лишь сусально-олеографически, а не в его реальных драматике, героике и трагической безысходности.
! Орфография и стилистика автора сохранены