Как заметил Каспаров, сейчас на полях сражений в Украине решается не только судьба Украины, Восточной Европы, но и судьба России. "Военные поражения всегда были смертельны для такого рода диктатур", — сказал Каспаров. Он пообещал, что на этой конференции участники обсудят, "что можно сделать прямо сейчас".
Первую панель "Военное фиаско Путина" вёл журналист Евгений Киселев, который сразу заметил, что не сам придумывал название. Он призвал собравшихся ответить на вопрос: "А можно ли нынешнее положение дел назвать фиаско?" Сам он считает, что Путин уже в начале войны потерпел политическое поражение. Также в рамках секции спикеры обсуждали последствия войны и санкций.
Директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев согласился с названием секции — фиаско состоялось. По его мнению, уже можно фиксировать военное поражение России. Он отметил, что состоялось фиаско не только военное, но и политическое, экономическое. По его словам, у этого есть три последствия: "Россия фактически закончилась, и вернулась "Московия" — огромная территория, антизападная, автократичная. Также к экономическим последствиям можно добавить, что Запад научится обходить без России. Иноземцев отметил, что произошёл и крах иллюзии о "российской военной мощи".
При этом спикер убежден, что, несмотря на неожиданные и жесткие санкции, ждать смерти режима не стоит.
Экономист Дмитрий Некрасов с экономическими оценками Иноземцева согласился и вспомнил анекдот про подорожание водки: "Ты будешь меньше пить. Нет, ты будешь меньше есть". Выступающий отметил, что бюджет России накапливается, а не тратится. Однако Некрасов не уверен, что это вызовет протесты, так как многие противники власти сейчас уехали или были вынуждены замолчать.
На следующей панели антивоенной конференции участники обсудили варианты смены режима в России, а также попытались провести исторические параллели. Доктор исторических наук Юрий Фельштинский заявил, что ранее он говорил, что Путин досидит свой срок только при условии, что он не начнет большую войну. По его словам, эта война историками будет записана как третья мировая, а Россия распадется. Для распада, считает Фельштинский, есть несколько вариантов. "Либо мы прикончим Путина в Украине, либо война будет расширена и превратится в термоядерную", — заявил выступающий. При этом он отметил, что уход Путина от власти ничего не изменит, так как власть в России захвачена госбезопасностью. Выступающий также считает, что нынешний исторический момент схож с 1939 годом.
Бывший российский политик, нынешний украинский предприниматель Илья Пономарев твердо заявил, что произошедшее в Буче допустили "все мы". "Я не верю в коллективную вину, но это наша работа", — отметил Пономарев.
Находясь последнее время в Украине, Пономарев поделился наблюдением, что там все больше доминирует точка зрения, что нет хороших русских. Однако, считает предприниматель, большинство россиян не поддерживают эту войну. По его словам, в стране произошел раскол, и не в сторону Путина. Касательно вопроса о смене режима Пономарев уверен, что только российский народ является единственной угрозой для российской элиты.
Доктор юридических наук Елена Лукьянова считает, что мы имеем дело с двумя Россиями, у которых разный образовательный уровень. По ее словам, россиянам придется долго оправдываться за миф о "русском мире". Также она призвала тех россиян, которые находятся за пределами страны, всеми способами поддерживать Украину.
В следующей секции Гарри Каспаров, Иван Тютрин, политики Михаил Ходорковский и Дмитрий Гудков и предприниматель Евгений Чичваркин обсуждали демократическое движение в России. На конференции должна была в онлайн-формате выступить Любовь Соболь. Из-за разницы во времени она записала обращение.
Соболь отметила, что для объединения противников режима можно строить разные концепции, но на деле нужно "брать и делать". Она также напомнила, что сейчас всему цивилизованному миру должно быть очевидно, что никаких общих дел с Путиным вести не стоит. Любые переговоры с ним невозможны, отметила Соболь.
Следом слово передали Гарри Каспарову. "Российская оппозиция вела бесконечные споры много лет", — сказал Каспаров. Доминирующая на Форуме точка зрения, что Россия находится на "прямой дороге от авторитаризма к фашизму", казалась слишком радикальной. Споры закончились 24 февраля. Как подчеркнул Каспаров, нынешняя война уникальна и не тянет на мировую. Путинская Россия оказалась одна.
Также Каспаров рассказал про создание "Российского комитета действия" — это некое представительство для россиян, которые выступают против путинского режима. Данное представительство должно помочь россиянам получить документы, которые позволят не испытывать на себе санкции в Европе. Для этого необходимо подписать декларацию, что будет означать, что человек соглашается с целостностью Украины, а также выступает против преступной войны Путина. Эти "европейские хорошие русские", по задумке комитета, получат возможность "интегрироваться в Европу".
Михаил Ходорковский напомнил о проекте "Ковчег" для людей, покинувших Россию. Новый проект должен будет объединить противников войны. Дмитрий Гудков пояснил, что для вступления в эту организацию необходимо будет подтвердить личность, что важно для европейских бюрократов и бизнеса. При этом действовать эта структура будет на основе самореализации. Никаких политбюро там, по обещаниям Гудкова, не будет. Всё это должно стать "цифровой страной".
После представления нового проекта и перерыва началась дискуссия Гарри Каспарова и первого руководителя Литовской республики Витаутаса Ландсбергиса.
Ландсбергис отметил, что нынешняя Россия ничего не создаёт, а лишь мстит. По его мнению, страна идёт по пути китаизации.
Каспаров скорее критиковал путинский режим и имперскость страны. Он говорил о необходимости избавиться от исторического баласта. Каспаров считает, что Россия будет не только выплачивать репарации Украине, но и судить всех военных преступников. Каспаров уверен, что у России есть шанс возродиться, если она откажется от имперскости.
Участники следующей секции обсуждали "Европу после войны". Экс-министр обороны Литвы, а ныне депутат Европарламента Раса Юкнявичене отметила, что нет большего русофоба, нежели Путин. Она говорила, что в этой войне необходимо победить Путина и "эту Россию", чтобы можно было строить другую. Юкнявичене говорила о необходимости военного трибунала. Подняв тему отношения к русским, она подчеркнула, что лёгкого пути не будет, так как слишком сильна скорбь. "Мало кто верит, что Россия может быть другой, а мы про это говорим", — сказала политическая деятельница.
Депутат Европарламента Иварс Иябс главную цель европейских санкций видит в умении жить без России. Андрей Санников выступал в качестве представителя Беларуси. Среди прочего он раскритиковал опросы общественного мнения: нельзя ожидать честного ответа от людей, где сажают за бело-красные шнурки. По его мнению, во многом именно европейские политики поддерживают режим Лукашенко. Даже если не будет Путина, Лукашенко сможет вернуть диктатуру в Россию.
Об энергетической независимости высказался Альфред Кох. Отказ Германии от атомной энергетики он назвал фатальной ошибкой. Теперь для независимости от России необходимо развивать альтернативную энергетику. Второй ошибкой он считает отказ Германии от терминала сжиженного газа, строительство которого начали совсем недавно, однако это строительство теперь затянется надолго. По его словам, в среднесрочной перспективе зависимость Европы от российского газа всё равно сохранится.
Также Альфред Кох назвал ошибочной европейскую публичную повестку, которая была до войны. По его словам, там было слишком много призывов к вакцинации и экологических проблем. Он отметил, что Европа сама создала путинский режим, однако подчеркнул, что лицемерно говорить про отказ от путинского газа, покупая газ у Саудовской Аравии.
Секция "Гражданская холодная война" началась с обсуждения того, можно ли верить опросам "хотят ли русские войны". Профессор Сергей Ерофеев подчёркивает, что в нынешней ситуации невозможно понять, поддерживает ли российское общество войну. Он не только говорил о страхе выразить мнение, но и критиковал формулировки вопросов. По его словам, помочь может партизанская социология. Также важно смотреть на тренды.
Политолог Мария Снеговая с Ерофеевым не согласилась, пояснив, что важно не просто мнение, а высказанное мнение.
Если первые спикеры рассуждали о социологии, то координатор портала Activatica Евгения Чирикова говорила про людей. Она вспомнила про активистов, покинувших Россию, которые организуют поддержку жертв войны в Украине. Она подчеркнула, что именно таких россиян надо поддерживать и именно они, возможно, что-то смогут изменить в будущем.
Политолог Иван Преображенский предположил, что холодная гражданская война в России может перерасти в горячую. Руководитель программы "Поддержка политзаключенных" Сергей Давидис вспомнил о двадцатилетней волне репрессий. По его словам, репрессивная машина все эти годы усиливалась. Он отметил, что такое наращивание репрессий казалось странным. После 24 февраля выяснилось, что это были рациональные действия и подготовка к войне. "Состояние общества, которое мы наблюдаем, — продукт этих усилий", — подчеркнул Давидис. Он считает, что государство ведёт войну против общества. По его словам, важно поддерживать тех, кто ведёт борьбу в России, а также помогать в переезде тем, кому грозят репрессии.
Конференцию завершил Гарри Каспаров пообещав, что следующая встреча состоится в августе.
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter