Если коротко: первые негативные последствия уже ощутимы, и всё может стать гораздо хуже. Пока мир скорее в непонимании. Например, даже Эмманюэль Макрон, заявив, что новые пошлины затронут более 70% от товаров на $500 млрд, которые Европа экспортирует в США, тут же оговорился — точные цифры требуют подтверждения.
Реакция мировых лидеров: действия Трампа не поддержал никто, даже если смотреть на страны, с которыми 47-й президент Штатов ещё не успел рассориться за первые 2,5 месяца в Белом доме. Итальянская премьер Джорджа Мелони — единственный европейский лидер, присутствовавшая на инаугурации Трампа — назвала его решение "неправильным", хоть и примирительно пообещала сделать всё для предотвращения торговой войны.
Своё несогласие или разочарование высказали лидеры других стран ЕС, а также Австралии, Японии и Южной Кореи. Особенно выделим ситуацию с Израилем, чьи власти "шокированы" от трамповских пошлин в 17% — как раз накануне там специально отменили все свои аналогичные тарифы в отношении товаров из США.
Что на рынках? Курс доллара упал сразу после заявлений Трампа от 2 апреля. Это сильнейшее падение за последние 2,5 года: евро вырос к американской валюте на 0,38%, фунт стерлинга — на 0,54%, японская иена — на 0,17%. Вслед просели котировки и ключевых фондовых индексов США. Для S&P 500 и NASDAQ падение стало максимальным с пандемийного 2020 года. Компании из первого индекса потеряли $1,7 трлн капитализации.
Стоимость барреля нефти марки Brent уже просела на 5–7%, опустившись ниже отметки $70. Марка Urals же может стать ниже $60-65, такой сценарий сейчас допускает Центробанк. Это менее комфортная цена для российской нефтянки, и непонятно, как долго продлится падение — ведь в долгосрочной перспективе протекционистский курс Трампа грозит снижением международной деловой активности, что обычно ведёт к снижению цены нефти. На пошлины Трампа наложилось и решение участников ОПЕК+ существенно увеличить добычу.
Чем мир может ответить Трампу? Пока в заявлениях лидеров ключевых экономик мира царят скорее растерянность и общие формулировки, чем анонсы конкретных контрмер. Однако и Евросоюз, и Китай могут осложнить жизнь Америке.
Европейцы могут использовать высокую вовлечённость сектора услуг США в Старом свете. Например, ЕС может запретить Apple или Google взымать плату за облачное хранение данных или обновление операционных систем. Возможны санкции и против спутниковой сети связи Starlink от Илона Маска. КНР же в состоянии использовать свою гегемонию на мировом рынке редких и редкоземельных металлов.
Прогнозы и прецеденты: все эксперты сходятся, что трамповский "День освобождения" — беспрецедентное событие для истории США в последние 90 лет, последствия которого предсказать невозможно. Некоторые говорят о конце эры глобальной торговли. Жёстче прочих высказался нобелевский лауреат Пол Кругман:
"Дело не только в том, что он вводит гораздо более высокие тарифы, чем те, которых ожидали почти все. Он также лжёт о наших торговых партнерах — хотя я не уверен, что в данном случае это ложь, он может просто быть безграмотным".
Ближайшими аналогами случившегося на уходящей неделе специалисты называют крайне протекционистскую политику президентов Уильяма МакКинли (1897–1901) и Герберта Гувера (1927–1931). Первый в итоге спровоцировал в США колоссальный скачок цен и рост социальной напряжённости, а второй — превратил финансово-биржевой кризис в общенациональную катастрофу.
Но нынешний глава США пока невозмутим. "Согласно прогнозу, пациент станет гораздо сильнее, крупнее, лучше и устойчивее, чем когда-либо прежде. Сделаем Америку снова великой!", — пишет Трамп в своей соцсети Truth Social. Не похоже, что он готов отменить своё решение в ближайшее время.
! Орфография и стилистика автора сохранены